Общенациональная ассоциация генетической безопасности (ОАГБ) хочет предоставить москвичам возможность решать: быть на столичном продовольственном рынке трансгенам или не быть. Сегодня вопрос о таком референдуме будет рассматриваться в департаменте продовольственных ресурсов Москвы. Впрочем, эксперты сомневаются, что горожане проявят в волеизъявлении активность, а его результаты хоть как-то будут учтены.
Инициатива экологов зрела давно. В декабре прошлого года они обратились с предложением о плебисците к московскому мэру Юрию Лужкову. Через несколько месяцев градоначальник поручил рассмотреть вопрос Координационному совету по вопросам безопасности пищевых продуктов, полученных из генетически модифицированных источников. «Если будет принято решение о проведении референдума в столице, то сомневаться в его результате не приходится, – уверен президент ОАГБ Александр Баранов. – Москвичи проголосуют против трансгенов. Ведь по опросам ВЦИОМ, более 95% россиян хотят отказаться от их употребления».
По словам г-на Баранова, мировые тенденции сейчас таковы, что решения, связанные с вопросами обеспечения безопасности и благополучия населения, принимаются на референдумах. Это касается и проблемы распространения и использования генно-модифицированных объектов. «Ярким примером такого волеизъявления граждан может служить референдум, проведенный в конце прошлого года в Швейцарии», – считает специалист.
По данным ОАГБ, сегодня многие страны (в частности, Италия, Сербия и Черногория, Швейцария, Турция) вводят длительные моратории на ГМО на своих территориях или же полностью запрещают их выращивание и применение в продуктах, и особенно в детском питании. В других государствах отдельные штаты, графства, земли, воеводства, области, провинции, города, опираясь на общественное мнение, идут на объявление себя зонами, свободными от ГМО. Так, в январе прошлого года 28 странами Старого Света был принят «Берлинский Манифест» о свободных от ГМО регионах в Европе. На сегодняшний день в мире насчитывается уже 165 таких регионов и 4,5 тыс. субрегиональных образований.
На Москву выбор экологов пал не случайно. Как рассказал «НИ» руководитель юридического департамента ОАГБ Леонид Бень, в столице проблема использования ГМО стоит острее, чем в других российских регионах. К примеру, на мясном рынке города, по подсчетам ассоциации, уже треть продуктов произведена с привлечением генной инженерии. Схожие цифры экологи приводят и по другим продовольственным товарам, хотя и признают, что точных данных у них нет. «В регионах с подобными инициативами пока мы выступать не планируем, – сообщил г-н Бень. – Посмотрим, удастся ли нам добиться чего-то в Москве».
Впрочем, эффективность проведения такого референдума у многих вызывает сомнение. В столичном департаменте продовольственных ресурсов «НИ» подтвердили, что сегодня будут обсуждать этот вопрос, но чиновники не считают проблему ГМО требующей немедленного разрешения. Социологи также не уверены, что москвичи стеной встанут на защиту собственного здоровья. «Большинство россиян на самом деле не хотят употреблять в пищу ГМО, – рассказал «НИ» директор по коммуникациям ВЦИОМ Игорь Эйдман. – Но это не значит, что все они считают, что трансгены нужно запретить. Тем более нельзя утверждать, что нежелание употреблять их в пищу свидетельствует о готовности предпринимать для этого какие-то действия». Не так давно ВЦИОМ посчитал, что 22% россиян считают себя хорошо информированными о ситуации с ГМО, 45% что-то слышали, а 31% признались в своей полной неосведомленности. При этом 68% не хотели бы употреблять трансгены в пищу, а о категорическом их неприятии заявили 45% респондентов.
Впрочем, даже если москвичи оправдают надежды экологов, очистить мегаполис от ГМО будет невозможно ни юридически, ни фактически. «Российское законодательство запрещает выставлять какие-либо торговые барьеры внутри государства, – рассказала «НИ» координатор генетического направления «Гринпис Россия» Наталья Олефиренко. – Более того, этот запрет нельзя осуществить фактически. Несколько крупных производителей мясной продукции, использующих ГМО, обеспечивают товаром 20–25% российского мясного рынка. Если их товарам перекрыть путь в Москву, возникнет дефицит». По мнению специалиста, действовать надо другими методами: бороться за введение моратория на использование ГМО в детском питании, на уровне субъектов Федерации усиливать контроль за маркировкой и отказываться от выращивания трансгенных культур, а также призывать торговые сети к сотрудничеству лишь с производителями, в чьих продуктах нет ГМ-компонентов.//ОЛЬГА ГОРЕЛИК