ЧАЙ - НЕ ЦЕЛЬ, А СРЕДСТВО ПЕРЕДВИЖЕНИЯ. Часть 2. Чайная. ЭКСКУРС в ИСТОРИЮ.
Часть 2. Чайная. ЭКСКУРС в ИСТОРИЮ.
Что же касается конкретно Чая (заметьте, Чая, а не чая), то долгая история этого напитка полна удивительных сюжетов и сюрпризов. Первым, в незапамятные времена - более пяти тысяч лет назад - начал использовать чай «Пахарь Духа» - Шэнь Нун (эти два иероглифа также можно перевести как «Божественный Земледелец». В этом имени поразительно сочетание трех Творящих китайской картины мира: Неба, Земли и Человека), который в один день, создавая китайскую медицину, попробовал 72 ядовитых травы и пил чай, чтобы нейтрализовать действие яда. Шень Нун и поныне почитается в Китае как отец фармакологии и бог медицины. В течение очень долгого времени чай употреблялся в качестве одного из средств корректировки энергетических потоков в практике китайских отшельников, живущих в горных скитах и ищущих правильный путь к бессмертию. И только к началу нашей эры в письменных источниках начинают появляться упоминания о чае как о драгоценном продукте, который используется в обрядах взаимодействия с предками и богами. Чай входит в медицинские травники как лекарственное растение, и в медицине он также применяется вплоть до настоящего времени. Ко времени правления династии Тан (7 в. н. э.) многие аспекты духовных практик доселе известные лишь немногим посвящённым, начинают проявляться в социальном пространстве и создавать свои направления развития в светской культуре. В это время появляется буддийский монах по имени Лу Юй, который создаёт «Книгу чая» или ЧА ЦЗИН, в которой он систематически излагает знания о чае во всех аспектах его применения, создавая таким образом целостную культурную традицию употребления чая.
Сам Лу Юй был в раннем детстве подобран одним буддийским монахом, который дал ему имя путём гадания на «Книге Перемен». В результате этого гадания был получен 53 знак «Постепенность» - ЦЗЯНЬ, в котором к верхнему уровню даётся следующий текст «Лебедь постепенно пробирается на сушу (Лу). Его перья (Юй) можно использовать для ритуального одеяния. Счастье.» Монах взял два иероглифа из двух фраз этого текста и получилась фамилия Лу («суша») и имя Юй («перья»). Псевдоним же у Лу Юя был Хун-Цзянь, что означает «Постепенность лебедя».
Лу Юй пишет в первой главе своей книги, что дикий чай лучше, чем выращенный. Сейчас трудно сказать, чем они отличаются по своему воздействию, но если сравнить эффективность дикого и искусственного жэнь-шэня, то можно себе представить степень их несопостовимости. Ещё он говорит, что чай подходит для питья, но необходимо соблюдать технологию его сбора, знать время сбора. Иначе он может приводить к возникновению болезней. Кроме того, чай нужно пить людям «сдержанным и скромным», в том смысле, что человек должен уметь контролировать себя, так как чай обладает такой энергией, которая требует контроля, как в прочем и любой другой тип энергии, действующей в человеческом организме. Например, вино.
По цвету настоя чаи делятся на шесть основных категорий. Это чаи зелёные, белые, жёлтые, полуферментированные (у-луны), красные и чёрные. Кроме того, выделяются цветочные и прессованные чаи.
Вторая классификация - это разделение по форме листа и типу обработки. Таких классификаций существует несколько. Выделяется также понятие знаменитых китайских чаев. Это чаи, которые обладают уникальными качественными свойствами и имеет собственное имя, известное каждому китайцу на протяжении многих сотен лет. Самое знаменитое свойство знаменитого китайского чая состоит в том, что он избирательным способом воздействует на Ваше состояние. Мы бы назвали это воздействие "гармонирующим".
Хотелось бы отдельно сказать несколько слов о наиболее распространенном в наших широтах напитке - о "черном" чае. В первую очередь, давайте уточним (утончим?) понятия. То, что мы - европейцы - (следуя, по всей видимости, английской традиции) называем "черным" чаем, китайцы называют "красным" (в названии всех чаев этой группы есть иероглиф «хун», означающий красный). "Черным" в Китае называют другой чай, ферментированный со специальными термическими обработками. Красный и черный чай в Китае делали в небольших количествах чисто в фармакологических целях и как напиток не употребляли. Очевидно, западные купцы стали закупать сильно ферментированный чай в силу его меньшей биологической активности и большего срока хранения, потому, что не было возможности довезти зелёный чай из Китая в Европу - по дороге из-за погодных воздействий и сроков путешествия чай плесневел.
Впоследствии была создана своя технология обработки чайного листа путём резки, ферментации и воздействия температуры, которая позволила довозить его в сохранности, но в значительной степени поменяла свойства чая такие, как вкус, запах и, конечно же, тип воздействия на человеческий организм. В результате таких изменений была создана и культура употребления, которая подходила данному типу энергий. Этот чай разбавляли молоком, заедали сладостями и другими продуктами, потому что он слишком терпкий и резко действующий. Конечно, красный чай, как вообще любой чай, полезен для здоровья, но, чем чай свежее, чем более тонкой была технология его выращивания, сбора и обработки, тем он лучше. Однако, отнюдь не самый неважный фактор - это культура употребления. Если провести параллель с вином, то очевидно, что само по себе вино (если выдержан технологический процесс его изготовления) не вредно. А вот отсутствие культуры употребления, погоня за состоянием, чистой энергией, которая сама по себе не решает никаких вопросов в человеческой жизни, как внешней, так и во внутренней, ведёт к пагубному пристрастию и разгулу порока. Всем уже очевидно, что если пить вино правильно, то есть с внимательным отношением к обстановке, к развитию своего состояния, к окружению, тематике и т.д., то есть культурно, тогда от этого будет польза. В этом суть бытовой культуры употребления продуктов.
Чай не является исключением из правила. Он - основа для создания и изучения правил. Чайная культура - это тонкая техника работы с состоянием, которая не только требует создания определённой среды, но при этом ещё и учит создавать правильную среду, как внутреннюю, так и внешнюю, достигая гармонии на границе перехода между этими двумя типами миров. А границей перехода как раз является наше самосознание, то есть личность. Таким образом, с помощью чайной культуры происходит отстройка структуры личности, достигается гармоничное состояние в сообщении между культурой внутренней, личностной, психической, и внешней, общественной, социальной. Система психосоциуама, отражающая целостность глобального включения человека в мир, функционирует по естественным законам спокойного потока энергии времени в конфигурации ситуаций.
Чай, а точнее - чайная культура, является одним из основных направлений деятельности Клуба Чайной Культуры. Наряду с этим существуют и другие, не менее ценные, которые как камешки одной мозаики укладываются в цельную картину, представляющую Человека. Собственно, все программы Клуба тем или иным образом связаны с попытками обустройства среды, если называть средой взаимодействие пространства и времени, внутреннего и внешнего, прошлого и будущего, с попытками использования среды именно в качестве инструмента для совершенствования собственного сознания. Поэтому любознательный читатель, способный совершить акт проявления своего внутреннего любопытства вовне, получит возможность оказаться в тех или иных чайных или же не-чайных клубных пространствах, которые предназначены для разнообразных клубных программ.
Что действительно привлекает и удивляет человека, попавшего в Клуб помимо чудодейственного вкуса знаменитого китайского Чая, так это вполне ощутимая и одновременно мягкая смена привычного жесткого ритма, не дающего возможности оглянуться на себя современному, стоящему на стыке тысячелетий, жителю мегаполиса на новую волну свободного и безопасного самоуглубления, которое, оказывается, доступно без особых сверхусилий.
Мы приглашаем Вас по-новому почувствовать вкус времени. Мы предлагаем Вам наши знания, наши чайные и нечайные события и ритуалы, наше внимание как механизм создания оптимальных сред для решения задач внутреннего развития и внешнего поведения в окружающей повседневности. В этом журнале мы предлагаем Вам рубрику "ЖИВАЯ ТРАДИЦИЯ ЧАЯ", рассказывающую о китайской чайной традиции, видах чая, о провинциях, производящих чай, о технологиях сбора и обработки, об истории чаепития в Китае и в других странах с точки зрения древних и современных китайских источников, о правильном использовании чайных инструментов, о способности чая создавать среду для внутреннего погружения и для внешней коммуникации.
Ведь недаром в Китае принято говорить гостям, пришедшим на чаепитие: "Пробуя вкус настоящего Чая, Вы пробуете вкус самой Жизни".
Часть 1. ИДЕОЛОГИЯ. Она же ПОЭТИКА. (Нечайная).реклама