ЧАЙ - НЕ ЦЕЛЬ, А СРЕДСТВО ПЕРЕДВИЖЕНИЯ. Часть 1. ИДЕОЛОГИЯ. Она же ПОЭТИКА. (Нечайная).
Часть 1. ИДЕОЛОГИЯ. Она же ПОЭТИКА. (Нечайная).
В самом центре Москвы - нашего многомиллионного и многострадального города, в суете и томлении безумных скоростей и не менее безумных идей Вы вдруг можете под покровительством Гермеса (в саду «Эрмитаж») окунуться в спокойствие и тишину, где Вам к тому же предложат Чаю. Этот оазис равновесия и удивительного напитка называется Клубом Чайной Культуры, и смеем надеяться, с честью оправдывает свое название.
Мир повседневности, окружающий нас, таков, что мы обыденно пользуемся словами, несущими в себе пронзительный свет забытой общности, и обыденно вступаем в ритуальное по своей сути общение, упуская из виду его сакральное значение. Однако поток жизни, в котором со-существует все сущее, как хрупкая драгоценность нуждается в нашей внимательной почтительности, в нашей вежливой осторожности.
Мы говорим: со-знание, со-чувствие, со-причастность, со-весть, со-общение, со-бытие.
Мы говорим: внимание, почтительность, культура, традиция, ритуал.
К счастью для нас, древняя культура создала традиции и ритуалы, способные облегчить пути современного человека, направить неорганизованную энергию в достойное русло. Древнее знание оставило нам разнообразные способы взаимодействия с внешним миром и внутренней действительностью.
В Древнем Китае культура употребления чая рассматривалась как мощный механизм, вызывающий и отстраивающий такие коммуникационные понятия как со-общение, со-чувствие, со-переживание, со-бытие. Чай в качестве тонкого корректора психофизических состояний и способа о-со-знания мира стал ритуалом.
Одновременно употребление чая предполагает традиционный механизм проживания времени, основным элементом которого является сохранение почтительной осторожности к обыденным действиям, связанным с перемещением предметов, веществ и состояний, а именно: чашек, чайников, воды, огня, пустоты, наполненности, трепетности, движения.
Создаваемая коммуникативная среда является фоном для наполнения её разговором, молчанием, сопереживанием музыки, воскурением благовоний, последующего совершения любых ритуальных движений в любой среде. Заряд со-общности, полученный в процессе переживания ритуала, распространяется сквозь дальнейшие циклы жизни и помогает достичь правильного отношения к обыденной реальности, которая является наиболее трудной средой для человека в современных типах социального пространства и времени.
Приобщаясь к подлинно живой традиции, постепенно человек обнаруживает себя вовлеченным в целый комплекс событий и техник. Живая традиция характерна целостным подходом к человеку как к сущности, как к проводнику пространственно-временных характеристик. Это в особенности справедливо в отношении классической китайской культуры, строящей себя на мощнейшем фундаменте «Книги Перемен». Чайная церемония, практика Тай-цзи-цюань и Цигун, классическая китайская медицина, работа с китайским календарем, искусство Фэн Шуй, музыкальная терапия - все это является аспектами единой системы, представленной в нашем Клубе и основанной на «Книге Перемен». Не стараясь назвать все клубные программы поименно, мы, тем не менее, должны сказать, что в основе деятельности Клуба подобно замыкающему камню, на котором держится весь мост, лежит И-ЦЗИН - "Книга Перемен". О том, что такое И-ЦЗИН можно рассуждать часами, днями и веками. О мудрости И-ЦЗИНа не пристало говорить в двух строках. Единственное, что нам хотелось бы сказать, что с И-ЦЗИНом тем или иным образом связаны и гадательные, и оздоровительные, и образовательные программы Клуба. И это не удивительно, поскольку И-ЦЗИН является той онтологической осью, вокруг которой выросла китайская культура или, если хотите, цивилизация.
Фактически программа Клуба реализуется в индивидуальном отношении к каждой личности, с которой сводит нас Судьба, и в воспитании нового - целостного - подхода к качеству жизни, что достигается пропагандой и продвижением вещей и продуктов принципиально иного качества, отличного от так называемого «ширпотреба». Целостный подход к человеку предполагает множество разнообразных техник работы с психофизическим единством тела и разума и называется в китайской традиции «питание жизни». Собственно, именно Человек как результат взаимодействия Неба и Земли, Прошлого и Будущего, Внутреннего и Внешнего является основной темой и главным интересом Клуба Чайной Культуры. Чай - это один из мощных инструментов познания Человека, т.е. себя, собственных состояний, коммуникативных полей, принципов обусловленности и механизмов избавления от предвзятости. "Чай - не цель, а средство передвижения!" И весьма эффективное средство. Стоит только обратить на него вполне заслуженное им внимание.
Как и абсолютно все средства передвижения, чай требует должного подхода и ухода, элементарных знаний и дополнительных аксессуаров. Чай, при правильном способе его употребления, позволяет выйти на тот уровень осознания, когда человек становится способен отследить динамику и закономерность внутренних состояний. Чай позволяет держать в фокусе постоянно расплывающееся внимание человека, усиливает память, так и норовящую уйти сквозь контроль разума будто в песок, обостряет внутреннюю чувственность, при которой каждое ощущение оказывается напрямую связанным с внешними циклами жизнедеятельности.
реклама