Винный погребок / ХРУСТАЛЬНЫЙ ТЮЛЬПАН ДЛЯ ВИННОГО БУКЕТА
«ХРУСТАЛЬНЫЙ ТЮЛЬПАН ДЛЯ ВИННОГО БУКЕТА»
на вид, на запах и на вкус
Мы привыкли полагаться на рекомендации знатоков. Вот с сосредоточенным видом он берет в руку бокал, поднимает его к источнику света, слегка наклоняет, заставляет багряную жидкость пробежаться по стенкам, затем плавным движением руки придает содержимому вращательное движение и склоняется над ним, ловя широко раскрытыми трепещущими ноздрями поднимающийся аромат, смачивает губы. Затем начинает проделывать какие-то непонятные действия, шевеля губами, жуя, втягивая в себя воздух через наполненный «хорошо прожеванным» вином рот. Потом выплевывает все на землю, замирает на несколько мгновений и наконец выдает не подлежащий обжалованию приговор.
Так что же за загадочные действия проделывал авторитет? Прежде чем раскрыть его секреты -- пара слов о совершенно необходимом для дегустации да и просто для правильного потребления вина инструменте: о бокале. Винный бокал должен быть на ножке, и держать его позволяется только за оную или за ее основание, чтобы можно было, не загораживая пальцами и не оставляя неряшливых отпечатков на посуде, оценить цвет и прозрачность вина и насладиться игрой света в благородной влаге, рассмотреть все оттенки в остающихся на стенках каплях. Форма и объем также имеют значение: объем стандартного винного бокала -- от 150 до 250 граммов (поменьше для белого, побольше для красного вина). Донышко сосуда не должно быть плоским. Идеальной считается форма тюльпана или просто усеченная сфера. В стакане же с плоским дном и вертикальными стенками вино «не отдаст» своего букета. Расширяющиеся кверху бокалы красивы, но опасны для костюма: при попытке «раскрутить» вино вы неминуемо его выплеснете. Материал должен быть прозрачным и бесцветным. Розоватые, синеватые и прочие оттенки или непрозрачные бокалы искажают натуральный цвет напитка и мешают его правильно оценить.
Наполнять бокал следует только на треть. Наливают его до того уровня, на котором бокал перестает расширяться, и никак не выше того, где он уже начинает сужаться. Верхние две трети объема сосуда предназначены для букета: стенки бокала не дают ему рассеяться, удерживая всю гамму тонких ароматов там, где им и положено быть: у вас под носом.
Если во всех трех зонах вкусовые рецепторы пробудились в равной степени и при этом ни одно из ощущений не было слишком агрессивным, заглушающим другие, а они сливались в единую гармонию -- вино хорошо сбалансировано. Это его главная характеристика.
Еще об одном ощущении, точнее, привкусе: спиртовом. Спирт создает ощущение тепла. Натуральное вино бывает крепостью от 8,5 до 14 градусов. 15 градусов является верхним допустимым пределом. До 11,5 градусов вино считается легким, от 12 градусов и выше -- крепким. Крепость нужна для многолетней выдержки, но делать вывод, что чем крепче вино, тем оно лучше хранится и стареет, не следует. Главным качеством для успешной многолетней выдержки является не спиртовая крепость, а сила и равновесие аромата и вкуса. Любой дисбаланс, в том числе и слишком явный спиртовой привкус, портит вино.
И еще: если вы дегустируете несколько вин, нужно начинать, как и при подаче к столу, с белых и самых легких, переходя к красным и более крепким и насыщенным. Температура вина имеет огромное значение для его правильного восприятия: белые вина пьют при температуре 8 -- 12 градусов, но не ниже, так как слишком низкая температура сковывает ароматы и делает вкус слишком резким. Красные вина подают при температуре от 14 до 18 градусов: чем легче вино, тем ниже должна быть температура. Если вино окажется теплее, его вкус станет вялым, плоским и невыразительным, в нем явственно проступит спиртовой запах и привкус, то есть вы просто испортите себе все удовольствие и не составите о вине правильного представления. Розовые подают так же, как и белые.
Сергей КОЛМАКОВ
Статья предоставлена журналом ОГОНЕК
реклама