Москва доела шаурму
В Москве запретили продавать шаурму – Роспотребнадзор разослал запреты по префектурам города. Конкуренты готовятся к новым клиентам, а специалисты отмечают, что популярность простой уличной еды падает.
Запрет на продажу шаурмы в летних кафе и автокафе вводится в столице по распоряжению департамента потребительского рынка и услуг города. Департамент потребительского рынка и услуг Москвы совместно с территориальным управлением Роспотребнадзора направили префектурам письмо, которое предписывает приостановить продажу шаурмы в летних кафе и автокафе. По некоторым данным, торговым точкам, специализирующимся на продаже шаурмы, будет предложено сменить профиль, в случае отказа они будут удалены с места продажи.
По данным ИА «Интерфакс», такая работа уже начата префектурами, но точные сроки ее завершения не известны. «Такой запрет вводится по рекомендации Роспотребнадзора в связи с многочисленными нарушениями правил торговли в объектах по реализации шаурмы и в целях профилактики птичьего гриппа», – пояснил источник ИА.
Более подробных данных о готовящейся акции по запрету шаурмы в Москве в Роспотребнадзоре пока не сообщают. Департамент потребительского рынка и услуг Москвы также пока отмалчивается.
«Газета.Ru» опросила тех, кто может выиграть от этого запрета. Как рассказал директор по маркетингу сети «Крошка-Картошка» Михаил Кудрявцев, «фаст-фуд делится на две категории: автобуфеты (уличные или открытые точки общественного питания) и стационарные кафе – это буфеты (такие как «Елки-Палки», «Ростик`с», стоящие отдельно) и фудкорты (те же, но уже в торговых центрах). «Сегодня динамичнее всех развивается рынок фудкортов, так как постоянно открываются новые торговые центры, где присутствуют самые сильные игроки. Автобуфеты сейчас практически не развиваются в силу того, что для них практически нет места. Этот сегмент рынка стагнирует, абсолютно не развиваясь», – объясняет Кудрявцев.
По свидетельству директора по маркетингу сети блинных «Теремок» Андрея Наркевича, «крупных игроков уличного фаст-фуда не так много: «Это мы, сеть «Крошка-Картошка» и хот-доги Star Dogs, еще примерно четверть рынка занимают шаурма, куры-гриль и пирожки».
Оценивать рынок фаст-фуда ни один из опрошенных «Газетой.Ru» фаст-фудов официально не взялся. По словам одного из участников рынка, вполне можно оценить российский рынок фаст-фуда в $1 млрд, из которого примерно четверть приходится на Москву.
Несмотря на небольшую долю уличного фаст-фуда от общего сегмента, участники рынка уже готовятся к новым клиентам, которые раньше покупали шаурму, а теперь будут пользоваться услугами других фаст-фудов. Как рассказал Андрей Наркевич, «если места, в которых продается шаурма, будут ликвидированы, и они станут доступны благодаря конкурсу или другому распространению, это поможет нашему бизнесу». «Люди совершают покупки локально: рядом с домом, рядом с работой, поэтому для нас шаурма не является конкурентом вообще, а лишь в тех местах, где она находится рядом с нашими точками. Но если освободятся места шаурмы, мы смогли бы там работать», – поясняет Наркевич.
Конкуренты сети «Теремок» – «Крошка-Картошка» также признают, что в связи с упразднением шаурмы в городе возможен больший приток клиентов в их кафе, но все же там больше рассчитывают на постоянных покупателей. «У нас довольно постоянный круг клиентов, которые любят именно картошку. К нам, конечно, ходят и случайные люди, но ядро целевой аудитории – это люди, которые пришли к нам в 1997 году, когда мы только открылись», – рассказывает Михаил Кудрявцев.
Операторы цивилизованного фаст-фуда, то есть сети с собственными помещениями, такие как «Елки-Палки», «Ростик`с», – их последнее время называют даже не кафе, а ресторанами – к ликвидации шаурмы на улицах Москвы относятся прохладно, не считая подобный фаст-фуд своим конкурентом. Светлана Шошина из пресс-службы «Группы компаний Аркадия Новикова» (сеть «Елки-Палки») пояснила «Газете.Ru», что такой рынок, как шаурма в уличных палатках, не представляет большой опасности для сети «Елки-Палки», а потому и ее ликвидация не повлияет на посещаемость сети.
В компании «Ростик Групп» (сеть «Ростик`с») также довольно отстраненно реагируют на подобную новость, но признают, что «при сокращении доли рынка уличных точек потребитель станет перемещаться в сторону предприятий быстрого обслуживания». Как рассказала Валерия Силина, PR-директор корпорации «Ростик Групп»: «Если запретят шаурму, значит, кто-то другой займет эту нишу. Вырасти в секторе уличного фаст-фуда при наличии ресурсов можно очень быстро, здесь вложения минимальны. Все, чего хочет сегодня потребитель от этого формата – интересную концепцию, качественный безопасный продукт и удобное месторасположение».
Все участники рынка фаст-фуда независимо от статуса признают, что постепенно уличный фаст-фуд теряет свои позиции. Частое нарушение санитарных норм в таких точках продаж очевидно не только для специалистов, но и для рядовых пользователей.
«Потребительское поведение теперь уже связано с тем, чтобы за свои деньги более комфортно и качественно питаться. А небрендовые маленькие палатки с едой – как раз такие, как шаурма – подрывают авторитет уличного фаст-фуда в целом, так как там сложно следить за всеми санитарными нормами», – добавляет Михаил Кудрявцев.
Ресторанный критик Сергей Чернов считает, что «в наших условиях трудно соблюсти традиции хорошего уличного фаст-фуда, потому что качество проверок таких точек находится не на должном уровне: «Такой формат, возможно, будет постепенно уходить с улиц. Но я не устаю повторять, что насыщение рынка общественного питания в Москве еще не наступило, и новые проекты просто необходимы». //Анна Дорофеева
реклама
похожие статьи
Греческий повар приготовил гигантскую шаурму
Владелец ресторана в Греции стал персонажем Книги рекордов Гиннесса после того, как приготовил самую большую в мире шаурму. Огромная порция этого вкусного блюда будет отдана бедным.