Не верь глазам. Около 40проц. этикеток на продуктах питания содержат ложную информацию
По данным Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), на российском рынке от 30% до 40% продуктов питания не имеют на этикетках полной и достоверной информации о составе, пищевой ценности и сроках хранения. Эксперты уверены, что исправить ситуацию поможет новый ГОСТ о маркировке продукции, который вступает в силу с 1 января 2005 года.
Как обманывают потребителей За первое полугодие 2004 года специалисты Роспотребнадзора проверили 132 тысячи предприятий торговли и частных предпринимателей, а также 3,5 тысячи аптек. По словам заместителя руководителя службы Надежды Назиной, от 30% до 40% проверенных продуктов питания не имели полной информации на этикетках. «Мы встречаемся с самыми разнообразными нарушениями - от рекламных ходов до подделок и контрафактной продукции, и с каждым годом количество нарушений растет», - отметила Назина. В частности, большая часть питания для новорожденных не имеет на упаковке даты выпуска, таблицы кормления, а также указания использованных растительных масел. Специальные уловки рассчитаны на россиян, отдающих предпочтение здоровому питанию. «На растительных маслах часто пишут: «Продукт не содержит холестерина» или «Экологически чистый продукт», но растительное масло и так не содержит холестерина, а вторую формулировку нельзя использовать без сертификации и экологической экспертизы!» - возмущается Надежда Назина.
Чаще всего в магазинах можно встретить поддельную сгущенку. Дело в том, что некоторые предприятия разработали собственные технические условия и организовали упрощенное производство сгущенного молока из растительных жиров, при этом этикетка идентична "настоящей" сгущенке.
Еще один показательный пример - весовое масло расфасовывается по пакетам, при этом никакой информации при продаже покупатель не получает. «В некоторых случаях выяснялось, что это якобы коровье масло на деле содержит 60% растительных жиров», - рассказала Надежда Назина. По ее данным, не соответствует этикетке каждая шестая банка рыбных консервов: вместо шпрот покупатели получают шпротную массу, вместо сайры - в лучшем случае сардины, а лосось часто заменяется более дешевой сельдью. Проверки показали, что некоторых заводов, номера которых выбиваются на консервных банках, вообще не существует. По результатам рейдов специалисты Роспотребнадзора изъяли из оборота продукции на сумму 340 млн. рублей, а также выписали более 30 тысяч предписаний о ликвидации "левых" продуктов.
Новая песня о старом ГОСТе
Эксперты полагают, что введение ГОСТа на маркировку продукции, который вступит в силу с 1 января 2005 года, усилит дорыночный контроль за продуктами питания. Замруководителя Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Сергей Пугачев пояснил, что "тот же самый стандарт фактически существовал и раньше, но был отменен Минюстом из-за того, что содержал правовые нормы". Новый-старый ГОСТ максимально приближен к директивам Евросоюза: он требует указывать ингредиентный состав, пищевую ценность, сроки и условия хранения. С нового года производители будут обязаны указывать на этикетках информацию о содержании пищевых добавок, биологически активных добавок, пищевых продуктов нетрадиционного состава и генетически модифицированных организмов. Обязательными станут строчка о рекомендованной суточной норме потребления продукта, а также сведения о противопоказаниях. Помимо этого этикетка должна будет содержать знак соответствия и наименование органа, проводившего сертификацию продукта. Информация о лечебных и медицинских свойствах продукта с января должна быть доказана производителями. На сегодняшний день наказание за отсутствие маркировки предусмотрено Кодексом об административных правонарушениях (КоАП): 5-10 МРОТ для должностных лиц (500-1000 рублей) и 50-100 МРОТ (5-10 тысяч рублей) для юрлиц. С принятием поправок в закон о защите прав потребителей эти штрафы, вероятно, существенно вырастут.
Правила маркировка продуктов и ответственность за их нарушение: европейский опыт Четыре года назад в ЕС были приняты директива 2000/13, систематизирующая все требования к маркировке пищевой продукции, и две поправки к ней. Первая устанавливает правила маркировки мяса, включенного в состав других продуктов. Вторая требует указания на упаковке всех ингредиентов, входящих в состав продукта. «Это сделано для того, чтобы люди, например, страдающие от пищевой аллергии, могли правильно выбирать продукты», - объяснил ГАЗЕТЕ Антонио Паренти, первый секретарь Еврокомиссии. За нарушение правил маркировки в большинстве стран ЕС предусмотрены крупные штрафы и отзыв "неблагонадежной" продукции с рынка. Самые жесткие правила установлены в Сербии - там нарушителям правил маркировки продуктов грозит до 3 лет тюрьмы.
http://www.gzt.ru/
реклама
похожие статьи