Дельмонико - cамый знаменитый американский ресторан
Самый знаменитый американский ресторан закрылся в Нью-Йорке 82 года назад, что не мешает ему оставаться легендарным заведением, которое по популярности, возможно, до сих пор опережает все ныне существующие. Речь, разумеется, идет о ресторане «Дельмонико», который, как выразился один американский историк, на протяжении почти сотни лет своего существования был главным аргументом в пользу того, чтобы считать Нью-Йорк цивилизованным городом.
«Дельмонико» основал швейцарский эмигрант. Джованни Дель Монико был родом из итальянского кантона Тичино в Швейцарии. Как известно, альпийская республика не имеет выхода к морю, но Дельмонико был по профессии капитаном. Скопив какие-то средства, он осел в Нью-Йорке, где занялся винной торговлей. Тем временем брат Джованни, Пьетро, трудился в Швейцарии кондитером. Перебравшись в Нью-Йорк, он на паях с братом-виноторговцем открыл кондитерскую, каковая в 1830 году переросла в ресторан. «Дельмонико» распахнул двери для публики в 1830 году, и, несмотря на свое итальянское имя, гордо поместил на вывеске: «Французский ресторан». Не только в те годы, но и в наше время, где-то до семидесятых годов ХХ века, в Америке считалось совершенно немыслимым называть ресторан «итальянским». Забегаловка, пиццерия – ради бога. Но ресторан высокой кухни мог быть исключительно французским – и никаким иным.
Так рождалась легенда. За последующее столетие «Дельмонико» неоднократно переезжал с места на место, менял шеф-поваров, которые обзаводились собственными заведениями, но неизменным оставалось одно: высочайший уровень обслуживания и непревзойденная кухня «Дельмонико», которая и поныне считается эталонной. Прежде всего, «Дельмонико» создал стандарт цивилизованного поведения в ресторане в Нью-Йорке, городе, население которого состояло в те времена преимущественно из европейских торговцев, приезжавших быстро зашибить деньгу на берегах Гудзона, и потому все делавших на бегу и так же относившихся к еде.
Лучший американский ресторан начинался со скромного кафе на шесть столиков из некрашеной сосны и стойки бара, покрытой белой скатертью, на которой были выставлены свежие пирожные Пьетро Дельмонико. За кассой сидела миловидная жена Пьетро; женщина в ресторане – это было совершенно неслыханным риском в пуританской Америке. Джованни Дельмонико был одновременно метрдотелем и официантом. Вскоре братья уже не могли справиться с потоком посетителей и выписали из Швейцарии племянника Лоренцо; именно с его помощью «Дельмонико» сделался по-настоящему классным заведением и первым рестораном Америки, где подавали блюда «а ла карт». Современному человеку трудно себе представить, что в тридцатые годы 19 века рестораны были тавернами, где выбор блюд ограничивался теми, что стояли на столе, и набор которых подавали по одной цене, только в определенное время – что-то вроде комплексного обеда. На этом фоне появляется «Дельмонико», куда человек мог прийти, когда ему заблагорассудится, и заказать все, что пожелает, по меню, где у каждого блюда своя цена.
Ни один из представителей клана Дельмонико не был поваром, но у них были деньги, чтобы нанять лучших французских поваров, поразивших воображение нью-йоркцев изысканными кушаньями. Мало того, «Дельмонико» ввел в употребление такие незнакомые североамериканцам овощи, как баклажан, помидор, артишок и цикорий. Все это овощное великолепие выращивалось на собственных плантациях ресторана. Не менее удачной идеей оказалось приобретение гостиницы на Брод-стрит. По нашим понятиям, это было, скорее, общежитие, где постояльцы, европейские бизнесмены, жили по много месяцев, и питались тут же. В 1835 году страшный пожар уничтожил значительную часть нижнего Манхэттена, включая ресторан «Дельмонико», но гостиница уцелела. Благодаря ей клан Дельмонико сохранил свой бизнес, и следующий одноименный ресторан появится уже не в арендованном помещении, но в собственном доме. В 1836 году открылось шикарное заведение на Вильям-стрит. Здесь и поныне существует ресторан «Дельмонико», однако это «однофамилец», который не имеет к историческому ресторану никакого отношения.
реклама