Рождественнский стол
Празднование Рождества начиналось с обрядовой трапезы. С первой звездой, после молитвы семья садилась за стол. Изобилие блюд на праздничном столе считалось залогом благополучия и богатства семьи, при этом важен состав праздничных блюд: например, свиное мясо - символ плодородия, яйца - символ зародыша новой жизни, запеченная свиная голова, кровяная колбаса, жареный гусь или индейка - традиционные рождественские блюда. Горох, фасоль, бобы, чечевица - зерна, заключающие в себе зародыш ростка, непременно использовались для приготовления ритуальной еды и, так же как сладости, ритуальные хлеб, пироги, фрукты и каштаны.
К обрядовому хлебу принадлежала выпечка из пшеничной или ржаной муки, с добавлением толченых сухих слив и груш. Такой хлеб обязателен для рождественской трапезы в Австрии. Пекли их в день св. Томаса - 21 декабря. Начиная с сочельника хлеб, ставили на праздничный стол, где он оставался до 6 января, независимо от того, ели его или нет. Хлеб служил символом объединения семьи, рода; кроме того, народное воображение наделяло его свойствами отгонять болезни, придавать силу и здоровье. Однако образ рождественского хлеба связывали и с христианскими персонажами: так, уменье его печь приписывалось пастухам, пришедшим в Вифлеем. Караваев пекли несколько, резали их при полном сборе семьи в сочельник. Каждый должен был получить свою долю. Остатками или особыми хлебцами кормили скот, крошки бросали на поня, под фруктовые деревья, желая приобщить их к общей трапезе и передать им силу плодородия. 26 декабря ходили в гости, приносили с собой кусок своего хлеба, обменивались хлебом с хозяевами. Такой обмен закреплял дружбу. Вместе ели этот хлеб влюбленные, после чего помолвка считалась состоявшейся.
С землею, деревьями, виноградниками также делятся ритуальной трапезой. Среди греков, живших в Трапезунде и других районах Черноморского побережья, принято поливать землю вином крестообразно. На острове Лефкас и на побережье Ионического моря землю поливали сначала молоком, потом вином. До середины века сохранялся обычай целовать деревья ртом, полным пищи,- "Будь веселым, не будь ленивым, таким же полным, как мой рот". В этих действиях усматривается отголосок очень древнего обычая "кормления" матери-земли, которое было связано с культом предков. "Кормление" предков со временем приняло более утонченные, более завуалированные формы. Считается, будто Христос и Мария незримо посещают дома христиан и делят с ними трапезу. Вместо того чтобы поставить еду на домашний алтарь, как делали древние, ее помещают перед иконами на низком столике вместе с горящими свечами. Есть другая форма угощения невидимых посетителей - не убирать со стола остатки ужина: сюда придет Христос, его образ заместил в этом случае души предков. Наконец, вместо невидимых духов кусок ритуального хлеба можно отдать нищим и бедным.
В Германии "святой ужин" устраивали до мессы. Большое значение придавалось выбору и числу блюд. Обычно их было семь или девять, с предпочтением продуктам, которые несут в себе зародыш жизни: рыбную икру, горох, бобы, мак, яйца, просяную или ячменную кашу, маковые клецки. После еды в Целле под столом искали рассыпанные по полу зерна: какого вида злака зерён больше найдет, тот и лучше уродится.
Главные же рождественские блюда - гусь и карп, а с 19 века стали выпекать специальный каравай - огромный ржаной хлеб, часть которого съедали в первый день Рождества. Вокруг хлеба ставили три лампы. Второй раз от хлеба отрезали на Новый год и в третий раз в День трех королей, только в этот раз в две лампы наливали так мало масла, что они гасли уже во время еды. Остатки хлеба отдавали скоту 2 февраля.
"Святой ужин" в Австрии называли также "Большой" или "Огромный", что указывало на его изобилие. Чтобы закрепить это богатство стола, в Штирии его окружали цепями. К рождественскому ужину готовили жидкие каши из муки, чаще пшеничной. Ее варили на молоке и поливали сливочным маслом и медом. Ей также приписывали магические свойства: тот, кто ее съест, станет сильней и умней. Поэтому старики говорили молодежи: "Ты еще мало ел каши", или "Ты теперь должен есть кашу". После мессы ели мясо (крепкий бульон и говядину с хреном и кислой капустой). В последнее время за праздничным столом частым блюдом стал венский шницель.
Позднее других блюд на праздничном столе появился карп, а так же яблочный штрудель, распространившийся на востоке страны, где он вытеснил более ранние виды обрядового хлеба. Из мучных блюд часто приготовляли различные изделия из теста с начинкой сладкой, кислой, без начинки под общим названием "крапфен". Традиционно готовят рождественскую коврижку. Уже в 16 столетии саксонские князья дарили своим друзьям это чудо из муки, масла, сахара и изюма, "которое могло достигать длины скамейки".
Не случайно в блюдах, которые подают на ужин в сочельник и на Рождество, обязательны мед и миндаль. По верованиям итальянцев, миндаль, как и другие виды орехов, будет содействовать улучшению плодородия почвы, увеличению поголовья стада и благополучию семьи. По-видимому, как и в сочельник, на рождественский ужин принято подавать определенное количество блюд. Так, в Тоскане рождественский ужин носит название "ужин из девяти блюд".
Традиционные рождественские блюда в Скандинавии - жареный гусь с яблоками и сливами, свинина, рисовый пудинг, сваренный на молоке и сахаре, с вензелями наверху и изюминкой внутри. Жив обычай: тот, кому достанется изюминка, первым обвенчается в новом году. Каждый из гостей загадывает какое-нибудь желание перед тем, как съесть пирог. Кроме того, на стол подаются кабачки, тушеный картофель, яблочный пирог, фрукты, ягоды в сахаре, орехи. В центре праздничного стола нередко ставят блюдо с нашпигованным языком или нашпигованной свиной головой с надписью цветными буквами "Счастливое Рождество". На праздничном столе почти всегда стоят рыбные блюда - рождественская треска. Треска сначала сушится, а затем вымачивается до состояния желе.
Для всех народов Нидерландов и Бельгии характерно также обилие различного вида обрядового печенья, но особенно распространен так называемый рождественский венок. Это песочное печенье с миндальной начинкой обсыпанное миндалем и украшается засахаренными фруктами. Пекли так же ритуальные печенья в форме животных. У голландцев чаще всего такие печенья изображали корову и свинью.
В Англии же с 18 века его место заняла жареная или фаршированная индейка. Здесь же подают гусиный паштет или ветчину и обязательно рождественский пудинг. Прежде чем его съесть, пудинг поливают бренди и зажигают на нем маленькие свечи. Настоящее таинство! На сладкое подают небольшие пирожные, приготовленные из мелко нарубленного изюма, миндаля и сахара.
P.S. Благодарим Сандру из Болгарии за интерес к нашему сайту и ценную информацию.
реклама