Песах (Пейсах, Пасха, Hag ha-pesah)
Песах (Пейсах, Пасха, Hag ha-pesah) - весенний праздник, отмечаемый с 15-го по 21-й день месяца нисана. В настоящее время Песах празднуется в память главному событию библейской истории, которое считается началом истории еврейского народа - Исходу из Египта и освобождению народа от 400-летнего египетского рабства. Большинство ученых считают, что это произошло в XIII в. до н.э., около 1200 года.
Название праздника - песах (пасха), что означает "прохождение мимо" - возникло в память об ангеле смерти, который проходил мимо домов иудеев, поражая только египетских первенцев. Чтобы ангел мог отличить еврейские дома от египетских, каждой еврейской семье было велено заколоть ягненка и его кровью помазать косяки дверей. Только после смерти всех египетских первенцев фараон позволил евреям покинуть Египет.
Однако в основе Песаха лежат два древнейших сельскохозяйственных праздника: праздник нового приплода скота, когда приносился в жертву пашаль - однолетний ритуально чистый ("без порока") ягненок, и праздник первой жатвы (Праздник пресных хлебов, сбор урожая ячменя), когда уничтожался старый хлеб, ритуально сжигался первый сноп нового урожая и только после этого разрешалось из пресного теста выпекался новый хлеб - маца.
Не исключено, что некогда годовалый скот и первый сноп приносили в жертву Лунному божеству. Жетвоприношения совершались в полнолуние первого весеннего месяца, когда злые духи считались особенно опасными. В библейскую эпоху вечером 14-го дня нисана отобранного ягненка или козленка (агнца "от овец или коз") закалывали и его кровью смазывали дверные косяки и притолоку, благодаря чему "губитель" не мог войти в жилище. Мясо жертвенного животного предписывалось съесть в ту же ночь, с пресным хлебом и горькими травами. Кости запрещалось ломать, остатки их полагалось сжечь до наступления утра.
Впоследствии эти праздники были объединены и их стали отмечать в честь Исхода. В память о том, что во время бегства из Египта у евреев не было времени даже заквасить тесто, евреи на Песах вместо дрожжевого хлеба едят мацу - незаквашенный хлеб. Маца ("опресноки") может быть изготовлена из 5 видов злаков, но обычно ее делают из пшеничной муки, которая тщательно предохраняется от подмочки, а тесто - от брожения. Такую мацу называют еще "береженой".
Тесто на мацу замешивают без соли и других приправ, на чистой воде, которая простояла в специальной посуде всю ночь, затем разделяют на небольшие кусочки, раскатывают в тонкие листы и отправляют в печь. Однако маца не всегда была в виде тонких листов. Так, в талмудическую эпоху (II-V в.в) она была толщиной в 4 пальца, в средние века - в палец толщиной, постепенно становясь все тоньше.
В начале 19 века мац была уже совсем тонкой. У иерусалимских евреев существовал обычай дарить на Песах белые, тонкие, как бумага, опресноки всем жителям города, в том числе и не евреям.
Вечерние трапезы двух первых дней Песаха называются Сейдер ("порядок"). Строгий и торжественный ритуал Сейдера предписывает выпить в эту ночь четыре бокала вина, есть хлеб бедности - мацу и закончить трапезу афикоманом - кусочком мацы, отложенным в самом начале Сейдера. Во время седера в определенной последовательности читают повествование об Исходе и едят особые символические блюда.
К таким блюдам относятся пресный хлеб бедности - маца, которую едят во исполнение заповеди Торы; горькая зелень - марор (салат-латук, базилик и хрен) и хазерет (тертая зелень), символизирующие горечь египетского рабства; смесь из тертых яблок, фиников, орехов и вина - харосет, цвет которого напоминает глину, из которой евреи изготавливали кирпичи, находясь в египетском рабстве. Во время еды зелень обмакивают в соленую воду, символизирующую слезы, пролитые евреями в египетском рабстве, и море, которое они пересекли во время Исхода.
Еда раскладывается в определенном порядке на кеаре (ke'arah) - особом блюде, использующемся только для трапезы седера. На кеар кладутся еще три символических блюда, которые не едят: справа, сверху укладывают зроа - прожаренный кусок баранины с косточкой или куриное крылышко (горлышко), в память о пасхальном жертвоприношении в Иерусалимском Храме; слева - бейца (крутое яйцо), как память о храмовых богослужениях; немеого ниже между зроа бейца укладывают горькую траву марор (кусочки хрена, салат-латук, сельдерей, базилик); слева внизу - карпас - это любой весенний овощ, часто лук или вареный картофель; внизу в середине - тертую зелень (хазерет); внизу, справа - харосет, в состав которой входят фрукты, толченые орехи, вино, имбирь, корица.
В ходе трапезы выпивают четыре бокала красного вина. По традиции принято наполнять пятый, особый бокал и оставлять его для пророка Илии, который вернется в канун Песаха на землю, чтобы возвестить о наступлении "дня Господня, великого и страшного".
Во время пасхальной вечерней трапезы на стол подаются традиционные пасхальные блюда: салат из яиц с луком, фаршированная рыба, бульон из домашней птицы с кнедликами из размолотой мацы или пудинги, тоже из мацы, жаркое из утки или курицы, компот из сухофруктов. Распространены также различные блюда из мацы (маца с яйцом и маца в шоколаде), различное сладкое печенье (медовое, с корицей, с имбирем), бисквит, в который вместо муки кладут толченые орехи, медовые пироги с корицей и орехами.
В конце ужина съедается припрятанный кусок мацы - афикомана, после которого есть ничего нельзя, можно только выпить 2 бокала сладкого вина, которое также является обязательным к этой трапезе.
См. "Еврейская кухня"реклама