Готовим.РУ Готовим.РУ

Новинка 21.11.2024



Рецепты яблочных пирогов

Макароны футуризма


"Ладомир" Леонида Тишкова в Крокин Галерее

Даниил Хармс, Велимир Хлебников, Казимир Малевич - их имена и творчество чрезвычайно востребованы сегодня как наводящие «культурные мосты» между ХХ и ХХI столетиями. Я бы даже сказал, опасно востребованы: например, затрепать имя Хармса, сделать общим местом обращение к его литературному творчеству с помощью бесконечных посвящений, «неоднозначных» театральных постановок, чуть ли не балетов на льду уже почти удалось.

Беззащитность даже большого художника – неважно, литератора, музыканта или рисовальщика – если не перед судом истории, то перед произволом последователей обязывает чрезвычайно деликатно обращаться с его творческим наследием. Леонид Тишков, чья выставка-посвящение Хлебникову в конце прошлой недели открылась в Крокин Галерее, из тех немногочисленных авторов, кому это можно доверить.

По преданию все началось с пачки макарон, выпавшей из шкафа и рассыпавшейся по кухонному полу, образовав причудливые структуры. Дальше возникла цепочка: макароны – спагетти – основоположник итальянского футуризма Филиппо Томмазо Маринетти, опубликовавший манифест нового течения в 1909-м и посетивший Россию в 1914-м – наш Хлебников и созданный им «Ладомир». "Его творчество заслуживает научного исследования", - писал о Хлебникове его сподвижник Давид Бурлюк, вместе с Хлебниковым, Владимиром Маяковским и Александром Крученых подписавший в 1912 году знаменитый футуристический манифест «Пощечина общественному вкусу», авторы которого были готовы «стоять на глыбе слова «мы» среди моря свиста и негодования». «Творчество Велимира Владимировича Хлебникова – процессуально, как сама жизнь, любой из ее актов, - продолжает Бурлюк в своих «Фрагментах из воспоминаний футуриста». – Велимир Хлебников пробыл в жизни, как фантастический, диковинный, феноменальный организм, непрерывно творивший слова, откладывающий звуки в страницы, наподобие гигантской саранчи, со всей ненасытимостью плодородия».

Наверное, все еще непонятно, что представляет собой экспозиция новой выставки. Скажу со всей прямотой: пространство галереи художник Тишков заполнил футуристическими фантазиями (или, как написано на пригласительном билете, «объектами утопий»), выполненными из макарон. Это и скульптуры, и архитектурные композиции одновременно. Причудливые башни, человеческие фигуры, не сразу опознаваемые объекты – не один, не два, множество – в сочетании с черно-белой проектной графикой на стенах составляют насыщенный массив этого посвящения российскому литератору, чуть менее столетия назад именовавшему себя «председателем земного шара». Поэт, искренне принявший революцию, в частности, считал, что она позволит реализовать задуманное еще в 1915 году Общество председателей земного шара, которых, по подсчетам Хлебникова, должно было насчитываться 317. По хлебниковской теории, все происходящее в мире - от революций и войн до биения сердца и колебаний струн музыкальных инструментов, - даже будучи изменено во времени, неизбежно окажется кратным числу 317. Ровно такое число фигурок «председателей» художник Тишков теперь вылепил из черного и белого хлебного мякиша и населил ими пространство между макаронными объектами. Видимо, в выборе материала ему помогла фамилия автора «Ладомира».

Существует предположение, что если художнику дать в руки небанальный материал, то из просто художника он непременно становится художником современным. Крокин Галерея уже экспериментировала в этом направлении, не так давно демонстрируя «Живопись нефтью» Николая Наседкина, а также в некоторых других проектах. Но в случае с Тишковым интригуют все-таки не макароны (говорят, кстати, что, поскольку «наш бронепоезд» всегда стоял «на запасном пути», диаметр производимых в СССР макарон соответствовал калибру оружейных зарядов – для быстрого перепрофилирования производства), а способность автора выставки их артистично освоить. А что экспозиция открылась аккурат в 121-й день рождения поэта, так это, разумеется, совпадение.

источник: ГАЗЕТА.GZT.RU

реклама


Голосование