Готовим.РУ Готовим.РУ

Новинка 22.11.2024



Рецепты яблочных пирогов

Как выглядит маца?


Некод Зингер

Казалось бы, что за нелепый вопрос! Любому из четырех еврейских сынов из Агады это известно. Даже олух, не умеющий спрашивать, знает, что маца – это такие тонкие плоские квадратики с мелкими дырочками, которые ломаются, чуть их тронь. Простак, может быть, вооружится линейкой и полезет в бабушкин буфет, где с прошлого года завалялась пачка иерусалимских «Мацот Йегуда». Результаты замера потрясут его, и он поспешит поделиться с нами своим открытием: не квадратные они, то есть, не совсем квадратные – 16? на 17? сантиметров. Нечестивец, походя заметив, что тянущийся к национальным корням братец занимается чепухой, задаст папаше провокационный вопрос: а не вредно ли для желудка целую неделю питаться этой трудноперевариваемой дранкой? А теперь давайте послушаем, что скажет умник, посвятивший изучению мацовой формы небольшое, но целенаправленное исследование.

Маца из магазина

Начнем с совершенно некошерного конца. Вспомним, что хлеб для евхаристии изначально был мацой и просфоры из квасного теста появились в христианской литургии исключительно в знак протеста против «жидовства» в обрядах. Начиная с VII века в Константинополе стали использовать квасной хлеб, однако в Риме по-прежнему пользовались мацой. Круглая плоская форма для хлеба причащения при этом оставалась обязательной во всех христианских конфессиях. Хотя в Талмуде отсутствуют прямые указания на то, какой формы должен быть «хлеб бедности нашей», известно, что с незапамятных времен он был круглым. Некоторые талмудические мудрецы лишь возражали против орнаментированных лепешек, поскольку для нанесения узора требовалось дополнительное время, а тесто нельзя было держать неиспеченным более 18 минут.

Круглая лепешка – вещь совершенно естественная, о какой бы культуре ни шла речь – от Египта до Мексики. Мне уже доводилось рассказывать читателям «Букника» о символическом значении мацы – скромного хлеба патриархов. Нет никаких сомнений в том, что та древнейшая маца тоже была круглой, – в частности, в силу двойного значения заповеданных нам в Книге Исход угот мацот, поскольку слово уга означает не только печеное тесто, но и круг.

О том, что не только форма, но и способ приготовления этой древнейшей разновидности хлеба дожил до современной эпохи, можно судить из путевого очерка Исраэля Абрахамса, написанного в начале XX века:

Круглые мацот

Сказано в Писании: ”Сладок для человека хлеб лжи, но после рот его наполнится щебнем” (Притч 20:17). Подлинное значение этой притчи Соломона дошло до меня, когда мне довелось провести ночь в Модиине, пользуясь гостеприимством бедуинов. Наутро меня угостили завтраком с домашним хлебом. Я был очень голоден и жадно откусил от лепешки изрядный кусок… Мой рот оказался полон щебня! Они готовят хлеб следующим образом: один раскатывает тонкий круг, напоминающий мацу, в то время как другой рассыпает горячие угли по земле. Лепешка кладется на угли и щебень, а затем накрывается глиняным блюдом. Неудивительно, что хлеб полон камешков и золы. Горе слишком жадному и торопливому едоку!

Машина для изготовления мацы

Машина для изготовления мацы. Львовский музей истории религий

Когда в середине XIX века возникла идея выпекать мацу не вручную, а с помощью специальных машин, яростно запротестовали отнюдь не религиозные авторитеты, но пекари. Сначала они заявляли, что продать машинную мацу будет совершенно невозможно, поскольку это идет вразрез с древней традицией, потом очень долго спорили, круглыми или прямоугольными должны быть опресноки механизации. В конце концов, победила привычная сегодня приблизительно квадратная форма. Решающим был всё тот же заботивший талмудистов временной аспект. Поскольку машина могла вырезать круги только из прямоугольных полос теста, оставалось множество обрезков и слишком мало времени на повторное раскатывание теста и штамповку новых кругов, не говоря уже о том, что и после этой операции остались бы обрезки, и так до бесконечности. Не выбрасывать же ценный продукт! Несмотря на все опасения, в 1850 году в Австро-Венгрии появились первые машинные мацот и довольно скоро распространились по всей Европе и Америке. Выяснилось, что благочестивые евреи ничего не имеют против механизации и квадратной мацы, коль скоро их не лишают испеченных вручную трех круглых шмурот для пасхального стола. С 1888 года стараниями фирмы Манишевич из Цинциннати (США) стала распространяться и круглая машинная маца, а следом за нею предприимчивые американцы запустили в производство всякие легкомысленные, но вкусные и кошерные мацовые затеи, вроде фруктовых тортиков и тому подобного. Кроме простейших форм, снова, как в Средние века, но уже на крепкой машинной основе появились разные обезьянки и рыбки для самых маленьких – чем бы дитя ни тешилось!

Вручную мацу и сегодня во многих общинах выпекают круглой. Едва ли не самая ценимая знатоками традиции, коряво-круглая, твердокаменная и слегка подгорелая маца выпекается и продается в Иерусалиме, в пекарне на углу улиц Менахема Усишкина (быв. Йегуды Галеви) и Рафаэли. Пекарня эта работает всего одну неделю в году, перед Песахом, и в очередь за лапидарным хлебом нашей и вашей свободы выстраиваются в эти дни и битые жизнью йеменские старцы, и свеженькие с иголочки заокеанские оллрайтники.

Облатки

Облатки

Галахический свод Шулхан арух, составленный рабби Йосефом Каро в середине XVI века, запрещает использование на Песах мацы с любыми надписями и знаками. Возможно, это связано с тем, что в Средние века круглые церковные облатки были помечены крестом и снабжены различными библейскими цитатами. Однако изданная в 1650 году латинская книга Roma subterranea сообщает, что и еврейская маца украшена крестом. Неужели? В сущности, это вполне возможно, ведь и древние римляне пекли хлеб с крестом посередине, чтобы легче было делить его на четыре части. Не исключено, что наши предки поступали так же, особенно если принять во внимание, что маца прежних веков была куда толще и жестче, чем в наши диетические времена. Страшно представить себе, какими челюстями должен был обладать старик Гиллель, имевший обыкновение кусать сложенные вместе два кусочка мацы с хреном между ними! Для легкости преломления служили также сохранившиеся до наших дней дырочки, которые упоминаются уже в Талмуде. Обычай перфорировать круглые хлеба объясняет этимологию упоминаемых в Первой книге Царств (14:3) лепешек некудим (от корня нкд – «точка»).

Бедуинка раскатывает тесто

Бедуинка раскатывает тесто для лепешки

Три мацы шимурим или шмурот, используемые в церемонии пасхального седера, в Средние века было принято помечать надписями «коэн», «леви» и «исраэль», чтобы избежать путаницы. Иногда эти слова заменялись буквами алеф, бейт и гимел, а в более поздние времена латинскими цифрами I, II, III.

Сколь бы удивительным это ни казалось, запрет кодекса Шулхан арух делать мацу сложной формы, с узорными вырезными краями, а также украшать любыми символами, буквами и текстами и постоянная практика всевозможных и разнообразнейших нарушений этого запрета шли рука об руку. Именно в XVI–XVII веках разнообразие форм и узоров достигло своего апогея. Тогда же мацу стали делать более тонкой, хотя толстые, практически несъедобные опресноки продолжали печь до самого последнего времени, особенно на Востоке. В Багдаде и Персии такой каменный хлеб или размачивали перед употреблением, или мололи, затем используя мацовую муку для изготовления более перевариваемых изделий.

Гаоны раннего Средневековья не раз упоминали о маце в форме зверей, птиц и рыб. Такие зооморфные формы имели широкое хождение в Англии и Голландии вплоть до прошлого столетия; в строго ортодоксальных семьях их не ели в пасхальную неделю.

Обычай делать надписи на маце также практически никогда не исчезал. Дети получали опресноки с поучительными сентенциями. Изготовлялись также разного рода магические мацот. Вот один из чудодейственных рецептов, предназначенный для борьбы с забывчивостью и приписываемый Саадии Гаону:

И вот что было многократно испробовано и найдено достойным доверия, использовано и рекомендовано рабби Саадией бен Йосефом. Он нашел сие в пещере рабби Эльазара Калира, и все мудрецы Израиля вместе со своими учениками применяли сие средство с наилучшими результатами. В начале месяца сиван возьми немного пшеничной муки с водою, и замеси, и следи, чтобы тесто не поднялось. Слепи лепешки и испеки их, и начертай на них стих: «Чудесными делами своими утвердил Он о себе память, благ и милостив Господь». Возьми яйцо и свари его вкрутую, и облупи его, и начертай на нем имена пяти ангелов. Ешь по такому печению с яйцом ежедневно в течение тридцати дней, и будешь помнить то, что ты видишь, и никогда не забудешь.

Пасхальный седер Пасхальный седер с круглыми мацот. Фрагмент миниатюры из Сараевской агады

Одним из самых богатых источников информации о внешнем виде мацот служат иллюстрированные манускрипты Пасхальной агады. Почти все они, как и более поздние печатные издания, наглядно показывают читателю, как выглядит «маца эта», которую мы едим в память об исходе из Египта. Наряду с круглыми, которые, как уже говорилось, составляют большинство, в средневековых манускриптах можно найти овальную мацу и мацу в форме звезд – как шестиконечных, так и пятиконечных. Многие из них, в отличие от современных, плоских и ровных, как блин, изображены с широкими полями, отличающимися по фактуре от центральной части. Кроуфордова агада XV века изображает круглую мацу, сплошь покрытую цветочным рисунком. Перфорированные орнаментальные украшения придают некоторым мацот сходство с кружевными изделиями. В Римской агаде 1482 года звездный орнамент соединен с формами, напоминающими огранку драгоценного камня, а по краю идет полоса, состоящая из треугольников. Но если геометрических украшений не счесть, то изображенное в другой итальянской агаде XIV века сочетание цветочных полей и четвероногого существа с человечьим лицом – единственное в своем роде. Еще один манускрипт из Оксфордской коллекции изображает мацу в форме цепи. Поистине неподражаемая пасхальная акция: освобождаясь из фараонова рабства, съесть собственные цепи! Действительно ли кто-то пек такую символическую мацу? Во всяком случае, в начале XX века этот концептуальный проект был осуществлен в Англии. Еще один прикол XIV века – распахнутая дверь темницы в центре круглой мацы, превращающая нашу пресную, вовеки не киснущую святыню в подобие бублика. И наконец, как не вспомнить американскую антигитлеровскую мацу в форме V, которую выпустили в 1942 году, еще до открытия второго фронта.

Может быть, стоит объявить всенародный конкурс на лучшую формально-концептуальную идею оригинальной, неслыханной и невиданной еще мацы?

В будущем году в отстроенном Иерусалиме, с мацой в форме Эрец-Исраэль га-шлема! Или совсем наоборот – в пределах разумных, международно признанных границ?

источник: www.booknik.ru

реклама


Голосование