Аюрведа в ГОА
Мысли и чувства даны для того, чтобы жить. Не только насыщенно, но и долго. Причем безболезненно. Человек – единственное существо на Земле, которое может самостоятельно регулировать свое здоровье и долголетие. Людские эмоции и людской ум управляют телом. Эта истина впервые была написана на санскрите – еще в третьем тысячелетии до нашей эры. За это время сам язык практически умер, но древние истины, облеченные в санскритовую словесную оболочку, до сих пор в ходу. Медицинская мудрость Индии называется аюрведой. Прямой перевод слова – знание о жизни. Фактический смысл: народная медицина. Аюрведа очень стара. Ее основы, по преданию, заложил четырехликий и четырехрукий Брахма, а развили до статуса самостоятельной и научной дисциплины практики или ачарии – индийские врачи. Хотя, как и всякая древняя – почти мифологическая – медицины, аюрведа полна легенд. В Индии им безоговорочно верят, в остальном мире считают просто фрагментами мифов - красивыми, но неправдоподобными.
Россиянам понять постулаты аюрведы нелегко. Наша поговорка громко кричит: в здоровом теле здоровый дух. Индийцы над этим смеются, уверяя, что все, как раз, наоборот – здоровый дух гарантирует здоровье телу. Но всепобеждающему здоровому духу необходима помощь: аюрведическая. Каждый человек пребывает в разных физических состояниях. Они причина всего, что происходит с организмом.
Аюрведа утверждает, что существует три людские конституции: вата, питта, капха. Вата, или ветер, отвественна за все, что в теле передвигается, а также за состояние нервов. Питта, или желчь, занята трасформациями внутри тела, а также процессом переваривания идей и пищи. Капха, или огонь, отвечает за все защитные функции организма и умиротворение. В людях три конституции смешаны, а потому время от времени возникает дисбаланс ваты, питты и капхи. Задача врача вернуть организму гармонию, а значит – здоровье. Основных методов аюрведического лечения – два: контактный и бесконтактный, то есть массаж и прием внутрь препаратов.
Доктор Вишну:
Настоящие аюрведические продукты это – пудры, отвары, вина, желе и сливки. Таковы пять медицинских форм, которые мы используем. Применение каждого продукта зависит от самого заболевания и конституции тела пациента. Названия древнеиндийских препаратов для европейцев сложны. Но их действие понятно и описано в книгах. Так, скажем, аюрведическими винами лечат артриты и прочие заболевания костей».
Аюрведа знает сотни способов массажа: для каждого заболевания есть свой метод. В ход идут не только непосредственно руки, но и смеси из природных компонентов. Иногда за сеанс на тело выливают три литра ароматического масла. Врач народной индийской медицины никогда не прописывает единичный массаж. Однократное воздействие на тело бессмысленно: оно доставит удовольствие, но не вылечит. Самый известный аюрведический массаж – кижи. Его особенность в том, что тело массируют не просто руками, а полотняными шариками с лекарственными препаратами внутри. Иногда шарики заполняют песком: такой массаж избавляет от артрита. Ачарий профессионально обрабатывает один поврежденный орган или все тело целиком. Массаж соседствует с целебными омовениями.
Самое знаменитое из них дхара: пациента омывают отваром из растительных и коровьих масел и молока. Часть отвара интенсивно втирают в лоб. Итог: стресс от умственного напряжения и головная боль должны отступить.
Основа аюрведы – очищение. Духовное и физическое. Очистить дух позволяет беседа с врачом, очистить тело помогают специальные методики. Самая действенная и самая сложная – панчакарма. Это курс из пяти этапов, включающих в себя массажи, омовения и прием лекарств. В результате все зоны организма – от кишечника до носоглотки – очищаются. Панчакарма приводит к тому, что внешне пацент молодеет на десять лет. Важная составляющая очищения – голодание. Все ачарии проповедуют, что при воздержания от пищи и воды сама пищеварительная система не перестает трудиться. Только при голодании она переваривает токсины и шлаки, освобождая кишечник. Человек должен научиться понимать свой организм и никогда не заполнять весь желудок под завязку. Одну четверть следует оставить свободной, чтобы воздух и желудочный сок хорошо переваривали пищу. Токсины организма отрицательно сказываются на нервах и сексуальности – шлаки быстрее возбуждают, но не позволяют достичь оргазма. Сами снадобья аюрведы лишены искусственных составляющих. Их рецепты из глубокой древности, когда люди еще не засорили землю ядами.
Доктор Вишну:
«За шесть веков нашей эры в Индии распространилась наука приготовления камней или по-индийски Рахадхастра. Это – как европейская алхимия. Благодаря ей в аюрведу пришли масла и минеральные составы. Все они нетоксичны. Но все равно девяносто процентов всех аюрведических средств сделаны из растений. В народной медицине мы используем тысячи разных трав. Некоторые из лекарственных растений исчезли с лица Земли, но многие сохранились и применяются издревле».
В жизни человека важны вкусы. При этом индийцы уверены, что вкус есть и у пищи, и у эмоций. Аюрведа распознает шесть вкусов – сладкий, горький, кислый, соленый, острый, вяжущий. Самый важный – сладкий: он отвественнен за приятные эмоции. Однако и его переизбыток вреден. По мнению ачариев, у любых проявлений характера есть вкус. Так зависть кислая, гнев острый, а похоть соленая. В Индии уверены, что организм человека запрограммирован, как минимум, на сто сорок лет жизни. Затем и вовсе настает время чуда. После ста сорока, старые зубы выпадают, и вырастают новые, седые волосы возвращают цвет, а потухший взгляд вновь становится ясным. Для европейца это – сказки, для индийца – часть жизни.
Сриилата Самага, директор магазина аюрведических продуктов:
«Мы следуем традициям аюрведы, как наши предки. Детям с малого возраста дают много аюрведических препаратов и массируют в соответствие с постулатами аюрведы. Многие индийцы, например, варят кокосовое масло с травами и лечат им детей. Аюрведа в Индии – в каждом доме».
Аюрведа – это не просто народная медицина, а часть культуры Индии. Коренные жители охотно верят в чудеса долголетия и исцеления. Промышленность на этой вере неплохо зарабатывает: теперь аюрведические продукты можно купить не только на шумных блошиных рынках, как раньше, но и на прилавках магазинов. Хотя там их покупают разве что иностранцы. Сами индийцы знают, что снадобья надо получать из рук просвещенного ачария, а не обезличенного продавца. Только так дух успокоится и очистится, а за ним по пути выздоровления должно пойти и бренное тело.
// Иннокентий Ианов. По материалам программы "Сферы" от 17 июля 2004 г.
реклама