Британцы распробовали гастротуризм
Меган Лэйн. Би-би-си
Осень. Пора сбора урожая, пора благоденствия, пора кулинарных излишеств. В том числе и в Британии, о кухне которой раньше говорили только в насмешливом тоне. Времена меняются, и теперь сюда специально едут те, кто любит вкусно поесть.
Такой вид путешествий уже давно имеет свое название: это гастротуризм. Добрался он и до Альбиона.
В эти выходные ярмарки обжорства проводятся в стране повсюду - в английском Йоркшире и южном Уэльсе, в Северной Ирландии и Шотландии. А в следующий уик-энд стартует Британский продовольственный фестиваль продолжительностью в целых две недели.
В Британии производится 700 местных сортов сыра - больше, чем во Франции
В стране насчитывается 600 сортов яблок В прибрежных водах вылавливается 125 видов рыб и морепродуктов |
Сегодня британская кухня уже не ассоциируется в мире с пресловутым фиш-энд-чипс (рыбой в кляре с картофелем-фри) и с плохо прожаренным ростбифом. А если и ассоциируется, то разве что у Жака Ширака, который сказал недавно, что только у финнов еда хуже, чем у британцев.
На протяжении ХХ столетия индустриализация наносила по кустарям удар за ударом, и многие забросили традиционные технологии.
Но в последние два десятилетия публика вновь стала требовать качественных продуктов, изготовленных по методам, прошедшим испытание веками. Все больше хочется британцам сомерсетовского сидра, каэрфильского сыра или кромерских крабов.
Глаза, уши и... вкусовые пупырышки
Гастротуризм стал в стране большим бизнесом: его годовой оборот оценивается в 4 млрд. фунтов стерлингов (более 7 млрд. долларов).
В ходе недавнего опроса по поводу отношения туристов к британской продовольственной индустрии две трети британцев заявили, что на их решение о том, куда ехать отдыхать, в той или иной степени влияет возможность хорошо поесть и выпить. И лучшими направлениями в этом смысле оказались юго-запад Англии (графства Девон и Корнуолл), а также Уэльс и Шотландия.
Шеф-повар Рик Стайн - один из тех, кто пропагандирует местные продукты |
Несколько десятилетий назад в Шотландии специально для любителей фирменного здешнего напитка был создан специальный маршрут, проходящий по висковарням, в которых делают односолодовый виски. Теперь эту практику переняли и другие производители: появились уже и винные маршруты, и продовольственные, и даже маршрут послеобеденного чаепития - в Озерном крае на севере Англии.
Алексия Робинсон, организатор Британского продовольственного фестиваля, говорит, что вкусная еда - это отличная добавка к общему восприятию туристом того или иного места: "Вкус - одно из наших чувств. Обычно мы воспринимаем места визуально, - например, красивый собор или замок, - но почему бы не добавить к этому и вкусовых ощущений?"
Даже еще недавно сонные местечки в Беркшире или Корнуолле стали настоящими гастрономическими магнитами, благодаря своим знаменитым поварам Хестону Блюменталю, Рику Стайну или Шону Хиллу, который, правда, недавно закрыл свой Merchant House, высоко ценившийся путеводителем по "вкусным" местам Michelin, а в 2003 году даже вошедший в число 20 лучших ресторанов мира.
Вкус дома
Шоколад и икра в исполнении Хестона Блюменталя из ресторана Fat Duck |
Для Алексии Робинсон разнообразие местных деликатесов - это отражение географического разнообразия Соединенного Королевства. Многие региональные блюда развивались на протяжении веков, в них используются ингредиенты, которые лучше всего подходят для условий и стиля жизни каждой конкретной местности.
Возьмите, к примеру, сыр. Или корнуольские пирожки, которые появились на свет с целью накормить в обеденный перерыв людей, работавших на свинцовых рудниках графства, а теперь превратились во вкуснейший фаст-фуд, который можно найти в Лондоне. А солевые болота Уэльса придают здешней баранине совершенно неповторимый вкус.
Производители приходят к интересному выводу: чем более местечковым кажется блюдо, тем лучше оно продается. Отсюда подробные меню, в которых указываются названия ферм, продающих мясо данному ресторану, или перечисляются поставщики спаржи и томатов.
Происхождение пищи сегодня важно для клиента, говорит Робинсон: "Люди хотят знать, откуда продукт. Я даже видела одно меню, в котором ежевично-яблочный пирог был представлен таким образом: "Вся ежевика собрана на местных живых изгородях".
Туристы, добавляет она, хотят, чтобы продукты подчеркивали историческое наследие и культуру места, в котором они отдыхают. "Если, например, вы останавливаетесь в таверне "Глостершир", вам, вероятно, подадут сосиски из свиней породы "старая пятнистая глостерширская", - поясняет она. - На север Англии люди едут за креветками, а в Кент - за яблочными пирогами".
И та же пресловутая рыба в кляре с картофелем-фри: ну кто, будучи на побережье, не заглядывал хотя бы раз в заведение, известное лучшим фиш-энд-чипс на всю округу?
Продуктовые мили
Вкусные продукты - наживка для туриста |
Впрочем, чтобы отведать местных деликатесов, британцам далеко не всегда нужно ездить за тридевять земель.
Сегодня в британских городах вкусные отечественные продукты можно найти с такой же легкостью, как оливки или итальянскую ветчину. Фермерские рынки, работающие по выходным буквально всюду, собирают толпы, а знаменитый лондонский Бороу-маркет недавно был назван самой привлекательной из всех столичных достопримечательностей.
К тому же все больше производителей и продавцов вкусностей предлагают свои товары в интернете, так что еда и питье буквально изо всех концов Британии доставляется сегодня буквально к крыльцу.
А еще еда - одна из сфер, в которых наиболее наглядным образом проявляется модный теперь принцип "Думай глобально, действуй локально". Некоторые покупатели от души желают поддержать своего местного производителя или защитить окружающую среду, из-за чего избегают тех продуктов, которые перевозятся на большие расстояния. Потому что перевозка осуществляется на большегрузных машинах, которые за время пробега выбрасывают в атмосферу немало отработанных газов.
Люди, работающие в сфере экологии, как и их коллеги из туристической индустрии, должны умиляться тому, что две трети британцев говорят: они уже готовы проводить отпуска у себя в стране вместо того, чтобы лететь на другой конец света или даже Европы, потому что еда и напитки становятся здесь все более и более разнообразными.
Что ж, bon appetit!
реклама