Вам хот-дог с морковкой или гамбургер с брокколи?
Отбросы (именно так в дословном переводе с английского звучит словосочетание "джанк фуд" - "junk food") все чаще винят в захлестнувшей многие западные страны проблеме ожирения.
Сети быстрого питания уже начали перекраивать свои меню и включать в них элементы столь модной сегодня "здоровой пищи". Но способны ли эти грандиозные маркетинговые усилия привести к тому, что вместо картофеля-фри дети станут с удовольствием грызть морковные палочки?
"Помойте морковку, начинайте есть ее снизу, а верхнюю часть выбрасывайте". Этот совет, официально данный управлением здравоохранения Манчестера всем городским начальным школам, подвергся на прошлой неделе повсеместному осмеянию. Но цель его благородна: познакомить детей с повсеместно растущим и к тому же безусловно полезным корнеплодом.
А так ли трудно поверить в то, что современные британские дети могут о ней и не знать?
Морковный совет родился не сам по себе; это часть общенациональной инициативы, на которую выделено 42 миллиона фунтов стерлингов (70 миллионов долларов США), и которая нацелена на воспитание в юных жителях страны любви к овощам и фруктам. Сумма, бесспорно, серьезная, но по сравнению с той лавиной средств, которые тратят на рекламу производители сладких завтраков, шоколадных батончиков и джанк фуда, это просто капля в море.
"Ну просто Давид и Голиаф", - говорит профессор Джерард Хастингс, недавно обнародовавший доклад на тему "Как воздействует реклама еды на детей". Ознакомившись с этим документом, британское Агентство по продовольственным стандартам задумалось над возможностью ограничения рекламы определенных товаров и над тем, не заставить ли производителей помещать на упаковку своих продуктов предупреждения об опасности для здоровья - как на сигаретах.
Чистка морковки - проще простого! Или нет? |
Реклама сладостей и газированных напитков существует столько же, сколько существует независимое телевидение, но за прошедшее десятилетие закусочные быстрого питания все чаще покупают рекламное время во время трансляции детских программ - после обеда в рабочие дни и по утрам в выходные. Об этом свидетельствует отчет Центра социального маркетинга университета Стрэтчклайд. "Рекламируемое питание сильно отличается от рекомендуемого", - пишут авторы документа.
Детское ожирение в Англии на подъеме. Среди 6-летних детей тех, кто страдает клинической формой этой болезни, 8,5%. У 15-летних этот показатель еще выше - 15%. Многие эксперты указывают в качестве причины на малоподвижный образ жизни, но еще больше винят в этом богатые жиром полуфабрикаты.
Есть, правда, и повод для осторожного оптимизма. В докладе, констатирующем, что маркетинговая машина быстрого питания сильно влияет на мировоззрение детей, но "в этом влиянии могут быть не только негативные, но и позитивные факторы".
Салатное решение
Какие-то сети быстрого питания уже предлагают салатики... |
Профессор Хастингс говорит, что сети быстрого питания "очень хороши" в рекламе своих товаров: "Если бы мы только могли направить их в нужное русло; если бы какое-нибудь такое заведение могло стать местом, в котором активно продвигаются здоровые товары, нам было бы очень приятно. Детские салаты, например, были бы прекрасным решением".
Реализация проекта "Гурманы", разработанного Уэльским университетом и оцениваемого в полмиллиона фунтов стерлингов, уже привела к тому, что мультяшные супергерои, давно поселившиеся в рекламе всевозможных закусок, призывают детей переключаться на овощи и фрукты и убеждают их просить у родителей не картошки-фри, а вкусной хрустящей морковки.
А в детских наборах британского отделения корпорации McDonald's уже сегодня в качестве добавки к картофелю предлагаются яблоки и виноград - правда, только в том случае, если родитель готов заплатить за это дополнительно 59 пенсов.
На прошлой неделе Всемирный фонд исследований в области рака (WCRF) объявил, что предложения вроде "купи один и получи второй бесплатно" поощряют британцев есть слишком много - при том, что за последние годы и одна-то порция значительно увеличилась в размерах.
Ожирение, напоминает при этом WCRF, увеличивает риск рака груди, прямой кишки, почек и других органов.
Пугающие заявления
Burger King предлагает куриные бургеры с пониженным содержанием жира |
Тем не менее, эксперты пока не поспевают за потенциально угрожающими результатами потребления "отбросов", говорит диетолог профессор Эндрю Прентис. Выступая недавно перед комитетом здравоохранения британского парламента, он сказал, что "продовольственная индустрия запугивает людей и ученых - таких как я".
"Как-то так получилось, что в области ожирения и быстрого питания было очень мало исследований... Я думаю, винить в этом нужно нас, ученых: даже не понимая этого до конца, мы просто пугаемся, когда пытаемся взглянуть на эту проблему".
Однако давление растет, и клапан уже начинает слабеть: все чаще говорят о том, что сети быстрого питания могут последовать за табачными фирмами и оказаться вскоре в суде. В январе этого года группа страдающих ожирением подростков уже пыталась привлечь к ответу McDonald's, правда, нью-йоркские суды иск отклонили.
Но это не конец, это только начало, считает профессор права Ричард Дэйнард, только что опубликовавший доклад на эту тему. Правосудие еще не захлопнуло дверь перед возможностью таких процессов, говорит он и напоминает, что табачные дела тоже поначалу казались незначительными и вызывали массу усмешек.
"Эти компании знают, что адвокаты уже заглядывают им через плечо, и это хорошо, - говорит профессор. - По поводу табака над нами тоже поначалу издевались - и посмотрите, чего мы достигли".
реклама