Лучше кофе только чай
Екатерина Корсунская
Американская кофейная революция произошла около пятнадцати лет назад и возглавила ее компания "Старбакс". До этого Америка под видом кофе потребляла напиток коричневого цвета, варившийся из дешевых "супермаркетовских" сортов.
Американские массы впервые узнали вкус настоящего густого темного эспрессо, а также капуччино, кофе латте, фрапуччино с появлением кофеен "Старбакс". Итальянские названия в меню отражали идею, вокруг которой все было построено, - воссоздать культуру итальянской кофейни в американском городе. Попав в 1983 году в Милан, владелец "Старбакс" Говард Шульц был поражен тамошними кофейнями и особенно, как он выразился впоследствии, "великолепным театральным представлением" barista, говоря по-нашему - работника прилавка, который, одной рукой наливая эспрессо, а другой взбивая сливки, разговаривал с посетителями, называя их по именам. Когда через два года Шульц съездил в Италию, он не только привез домой фотографии и меню, но и видеопленки, запечатлевшие baristas в действии. Они стали учебным материалом для практических занятий с сотрудниками. По моим наблюдениям, те хорошо выучили урок: я трижды видела в "Старбаксе" одну и ту же сцену - как только там появлялась некая дама, человек за прилавком кричал другому, стоявшему у кофейной машины: "Одну Кристину сюда!" Оказалось, что эта женщина каждый день делала один и тот же заказ: капуччино без кофеина, с обезжиренным молоком, без тертого шоколада, но с двойным какао. Выкликнуть имя было, конечно, короче.
В "Старбаксе" всегда полно. Люди часами сидят в кресле за одной чашкой, читают газеты, работают на своих компьютерах. Однажды я видела, как профессор университета проводил свой семинар, собрав несколько студентов за большим столом. По утрам перед работой очередь тянется на улицу - неудивительно, ведь в течение недели кофе "Старбакс" пьют примерно два миллиона человек. Начав с одиннадцати кофеен, в первые же три года компания открыла сто пятьдесят новых, а в этом году планирует потратить триста миллионов долларов на открытие четырехсот. Если так пойдет, к концу двухтысячного года в Америке будут работать две тысячи кофеен. Кофе для них закупается напрямую у фермеров и обжаривается на собственных трех заводах.
В "Старбаксе" продают и кофе в зернах (более пятидесяти сортов по каталогу), и всякую всячину для приготовления кофе - от кофейных машин, мельниц и чашек до термометров для измерения температуры взбитого молока и самого кофе. Еще, конечно, есть бутерброды, печенья, пирожные и конфеты, а с недавних пор даже пиво с легким ароматом кофе. Впрочем, вся еда убрана в застекленные закрытые прилавки - ничто не должно "загрязнять" воздух кофейни: посетителям не разрешено курить, а работникам пользоваться духами и одеколонами - всем следует вдыхать лишь чистый аромат кофе.
Насколько стойким окажется кофейный дух "Старбакса", покажет время. Завсегдатаям кофеен уже предлагают "новый многообещающий товар" под названием Chai Tea Latte, черный чай с экзотическими пряностями, медом и молоком.
реклама